Мы подготовили для вас перевод интереснейшей статьи финского специалиста по инновационным системам управления Esko Kilpi, консультанта по вопросам реформирования системы менеджмента для достижения максимальной эффективности в современной бизнес-среде. Esko рассказывает о том, как в современном мире меняется наше отношение к работе, рабочему месту и рабочей атмосфере, почему мы должны учитывать опыт производства наших предков и как не стать пассивными пользователями современных благ, которые предоставляют нам передовые технологии.

С античных времен в обществе считалось само собой разумеющимся, что все приобретенные навыки и умения передаются от поколения к поколению. Чтобы развить свой индивидуальный талант, художнику или мастеру было необходимо понять и перенять принципы работы своих предшественников. Принято считать, что мастерство и ремесленничество обусловили такой образ жизни, который оказался уязвимым перед лицом зарождающегося индустриального общества, но это заблуждение. Будущее труда человека во многом будет походить на его прошлое, и, как ни странно, именно благодаря имеющимся у нас новейшим передовым технологиям.

Современные корпоративные системы постепенно трансформируются в головоломку из множества отдельных задач и проектов, основанных на краткосрочных трудовых отношениях между заказчиком и исполнителем. И несмотря на то, что современная эра часто характеризуется как эра экономики навыков и умений, подавляющее большинство компаний сфокусировано на результате в минимальные сроки. Для работника это значит, что накопление им опыта приводит к снижению институциональной ценности.

Со времен промышленной революции XVIII века, производственные станки и машины были реальной угрозой для работников, заменяя их на производстве. И эта угроза в основном была обусловлена разницей в физических возможностях. Станок никогда не устанет, люди быстро и часто утомляются. Машины всегда будут быстрее людей и никогда не потребуют дополнительную оплату за переработки.

Современные компьютеры — новое поколение этих станков, но это машины совершенно другого, нового типа. Работа компьютера основана на логике, которая кардинально отличает его от механизмов промышленных фабрик. Компьютеры в каком-то смысле в своей работе следуют логике художников и мастеров доиндустриальной эпохи.

Доминирующая до настоящего времени индустриальная система общества основана на массовом производстве и экономике масштабов. Чем больше идентичность производимых товаров, тем меньше цена каждой отдельной копии. Производство под управлением компьютерных систем работает по-другому. Компьютеры не используют шаблоны и штампы. Больше нет необходимости из раза в раз повторять одно и то же, ту же форму, те же свойства. Каждая новая производимая единица может быть уникальной и неповторимой, как произведение искусства. Как отметил Mario Carpo: “Копирование больше не экономит средства, а разнообразие больше не означает дополнительные затраты”. Предельные издержки для массового и индивидуального производства стали равны. Масштабы производства, которые были так важны для индустриального общества, сегодня не имеют никакого значения. Экономику, которая более не основана на размерах производства, можно смело назвать экономикой, ориентированной на человека и его индивидуальные потребности.

Самый большой вызов, который современная среда кидает работнику, — начать думать как художник и одновременно успешно использовать все преимущества современных технологий. Так, именно художники стали символом построения новой системы производственных отношений, в которых все большую стоимость приобретает индивидуализм и разнообразие. Это больше не противостояние между несовершенным человеком и безупречной машиной. Сегодня машины предлагают нам возможности и создают их для нас, а не отнимают их.

Общественные изменения действительно огромны. Современные компьютеры изменили наши представления о навыках и обучении. Навык — это результат практики, так всегда было и так всегда будет. Передовые алгоритмы машинного обучения позволяют осваивать компьютерам новый опыт и преобразовывать в знания с невероятной скоростью. Опасность заключается в том, что человек позволит компьютерам самообучаться автономно, без его вмешательства. Люди могут пойти по пути пассивного наблюдателя и эксплуататора, использующего результаты деятельности искусственного интеллекта и его постоянно растущие возможности. Вот почему мы должны пересмотреть отношение к обучению. Система образования, при которой мы сначала в течение длительного времени получаем теоретические знания, а потом начинаем искать работу, которая бы соответствовала полученным нами знаниям, устарела. Приоритетом должны стать работа и получение навыков на практике, подкрепляемые в процессе производства соответствующим и своевременным изучением теории. Нельзя злоупотреблять благами современных технологий, забывая про огромное значение индивидуального развития за счет постоянной практики.

Что если будущее работы людей не в сетях и самоорганизующихся системах? И что если наше рабочее место имеет гораздо большее значение, чем мы могли предполагать?

Мастерские (воркшопы) и студии были домом для своих художников и мастеров. Люди спали, ели и растили своих детей в том же самом месте, где работали и творили. Между мастерской из прошлого и современным офисом нет абсолютного ничего общего. Труд и работа были единым целым, а мастерская была местом, объединяющим семью, друзей и работу.

Надо признать, в мастерских не было места демократии. Умения и знания мастера позволяли ему стать одним из лучших производителей в своей сфере, что привлекало к нему послушных учеников, пытающихся перенять его драгоценный опыт. Мастер становился наставником, устанавливал свои правила и прядки, помогал ученикам думать и работать в рамках установленных им правил. Работа — это всегда обучение, и самое важное и плодотворное обучение — это передача знаний и умений опытного мастера своему подмастерью. Такая субординация не вызывала сомнений и не подлежала обсуждениям. Мастер диктовал условия труда, а остальные работали под его строгим контролем. Основной задачей подмастерья было впитать в себя знания мастера, повторяя за ним. Такое обучение предполагало постоянное копирование, имитацию действий учителя. Подмастерье будет учиться и повторять до тех пор, пока не найдет свой собственный неповторимый стиль.

Это мир Человека творящего (Homo Faber), где каждый человек сам себе мастер. Человек как творец жизни находится в постоянном развитии за счет непрекращающегося получения нового жизненного опыта. Наш опыт работы постепенно складывается в историю нашего развития, где каждый выполненный нами проект — очередная глава этой истории, в конце которой будет подведен итог всему сделанному. Следуя этой логике, люди постепенно приходят к выводу, что их жизнь — это не просто череда случайных проектов и временных занятостей, даже в условиях сегодняшней экономики, заточенной под краткосрочное сотрудничество между компанией и наемным работником. Вот почему так важно найти свое призвание, работу, которую вы будете делать со страстью, и, как следствие, постепенно приобретать и накапливать опыт и знания, уверенность в себе и собственных способностях.

В нашем обществе принято считать, что чем лучше и талантливее ты в каком-то конкретном деле, тем меньше таких талантов как ты. Но на самом деле способность научиться делать что-то не хуже другого человека — это как раз то, что мы наблюдаем на протяжении всей истории человечества. Да, у нас никогда не получится в точности повторить чью-то работу, и именно поэтому нет никакого смысла в шаблонном рутинном образовании и системе оценок, одинаковой для всех. Работа должна подстраиваться под среду и ситуацию, учитывать их специфику. На первый план выходит мотивация и чувство собственной значимости, оставляя талант позади.

Результаты современных исследований показывают, что сегодня в организациях огромное значение приобретают межличностные отношения в коллективе, эмоции, сопереживание коллегам. Отдельно можно отметить влияние обучения и культуры. Мы наблюдаем явление, когда для организаций гораздо важнее становится морально-этическая и эстетическая сторона производства, а не рационализаторство и максимальная выгода. Поэтому для успешного перехода в новое постиндустриальное производство, использующее всю мощь передовых технологий, мы должны использовать опыт наших предков, мастеров и ремесленников.

Самая большая награда для мастера или художника — искренняя гордость за результат проделанной работы. “Просветление” состоит в том, что каждый может найти свое призвание и стать в нем лучшим, гордится достигнутыми результатами. Сегодня у нас есть все необходимые инструменты для возрождения системы труда, обращенной к человеку и функционирующей для человека.

Оригинал статьи по ссылке.