Даррен Мерф заведует всей дистанционной работой в GitLab, самой крупной в мире полностью удаленной компанией. Он занимается наймом сотрудников, их адаптацией, созданием рабочей культуры, поддержкой общения внутри команды (1300 человек!) и ещё многим другим. Мерф — один из главных в мире сторонников удаленной работы. Он руководил десятками удаленных команд, составлял схемы перехода на удаленку для стартапов и крупных корпораций, работал во всех типах удаленных фирм, написал популярный гайд Remote Playbook, ну и сам уже 14 лет работает из дома.
В это странное и тяжелое время, требующее реорганизации для сотрудников и работодателей, Даррен провёл AMA через Slack. А мы в Rubrain собрали и перевели 10 лучших вопросов и ответов.
Вопрос 1 — тренинги
Привет, Даррен! Мне интересно, есть ли у вас какие-нибудь ресурсы для наших HR, чтобы им было проще перевести свои тренинги по адаптации (особенно для новых членов команды) в дистанционный формат?
Даррен Мерф:
Да, это сложная задача для компаний, привыкших к найму и ориентации новых сотрудников лицом-к-лицу. Лучший совет, который я могу дать — пусть все новые сотрудники в компании получают онбординг-товарища. Человека, с которым они могут связаться через Slack или Zoom каждый день, с любым вопросом. Это даёт им одну точку контакта, так что им не приходится думать, с кем связаться, и они не беспокоят всю компанию. Плюс — это помогает им быстрее влиться в организацию, завести друзей, начинать чувствовать себя как дома. Вот как этот концепт онбординг-товарищей реализуется в GitLab: https://about.gitlab.com/handbook/general-onboarding/onboarding-buddies/.
Вопрос 2 — перегорание
Что можно сделать, чтобы люди на удаленке не перегорали за несколько лет? Мне кажется, это большая проблема, и даже за эти несколько месяцев эффект уже ощущается. Я боюсь, что со временем результативность работы нашей команды программистов может сильно упасть.
Даррен Мерф:
Спасибо за отличный вопрос!
Если вы сразу нанимаете в команду разработчиков, которые хотят работать удаленно, проблема сама решает себя. В GitLab эффективность удержания сотрудников составляет больше 85%, потому что к нам приходят именно те, кто обожает трудиться из дома.
Если же ваши люди предпочитали работать в офисе, и сейчас вынуждены вести дела дистанционно, здесь многое зависит от менеджеров и руководителей. Команды, которые сидят в одном офисе, спонтанно создают связи и свою культуру. В случае с удаленной работой это надо делать специально.
- Обязательно создайте место для общения. Например, хорошо подходит лобби в Zoom, работающее 24/7, где люди могут собираться, общаться, болтать после дня (если им это нужно), прямо как в реальном пространстве офиса.
- Подумайте о еженедельных/ежемесячных играх, шоу талантов, викторинах, общих сессиях игр/музыки/караоке. На прошлой неделе у нас проходило шоу талантов на 135+ человек с шести континентов, с судьями и призами. Было очень весело.
- Создайте Slack-каналы для нерабочих вещей. Хороший канал с новостями, забавные видео котов-собак, канал для родителей, канал для фитнеса и так далее. Специально создавайте пути для появления дискурса внутри команды.
Большой гайд GitLab о том, как создавать возможности для неформального общения внутри команды, у нас здесь: https://about.gitlab.com/company/culture/all-remote/informal-communication/
Вопрос 3 — культура
Привет Даррен, спасибо, что решил ответить на наши вопросы. Как GitLab умудрилась вырасти в компанию на 1300+ сотрудников, и всё равно сохранить свою культуру? Есть ли у тебя совет для стартапов или других фирм, которые постоянно растут, и постепенно теряют свою идентичность?
Даррен Мерф:
Хороший вопрос.
Если вкратце — задокументируйте вашу культуру. Задокументируйте ваши ценности. Сделайте раздел на сайте, где каждый может о них почитать. Ценности масштабируются бесконечно, они не зависят от размера компании. Культура — это не ощущение и не атмосфера. Это универсальные ценности, Полярная звезда, которая видна из любой точки земного шара и помогает вам направлять все бизнес-решения, большие или маленькие. Посмотрите, как детально ценности расписаны у GitLab. Это не 5-6 слов. Это тысячи слов, в подробностях описывающие, как мы поступаем в той или иной ситуации.
Собрание руководителей GitLab
Вопрос 4 — вакансии
Даррен, мне нравится работать удаленно, но опыта пока мало. Возможно ли, что к концу 2020 года вакансий под такой труд будет больше из-за коронавируса, и вакансий тоже станет больше?
Даррен Мерф:
Гарантированно. Мир больше никогда не загонит этого джина обратно в бутылку. Глобальное распространение удаленных технологий из-за Covid-19 ускорилось как минимум на 10 лет. Мы прыгнули вперед. Все цифровые компании в мире, даже в тех местах, где офисы не закрыты, сейчас строят удаленную инфраструктуру. Разбился старый миф о том, что «эту работу нельзя делать из дома».
Я думаю, из этой трагической ситуации всё-таки можно вынести какой-то позитив. Она даст больше возможностей слаборазвитым районам и странам, побудит больше людей вкладывать средства в локальные сообщества, поможет обратить вспять депопуляцию сельских районов. Компании из Кремниевой долины будут вести поиск программистов по всему миру, и разрешат им работать из дома. Больше людей станут ассоциировать себя со своим местом, со своим посёлком или городом, а не со своей должностью.
Вопрос 5 — старые компании
Есть ли у тебя идеи, почему некоторые компании настолько против удаленной работы? И даже против гибкого графика, позволяющего сотрудникам быстро переходить от работы из дома к работе в офисе?
Даррен Мерф:
По моему опыту, причина сопротивления — чаще всего одна из этих трёх:
- Часть бизнеса требует аппаратного обеспечения или производства, поэтому руководство уверено, что компания не может работать удаленно. Игнорируется факт того, что маркетинг, связь, финансы, HR, разработка и многие другие департаменты на удалёнке на самом деле показывают более высокую производительность. Проблемой становится мышление «всё или ничего». Если какая-то часть фирмы не может работать удаленно, значит, и все остальные будут такими же.
- Нормы. Часто дело просто в традициях. Компания развилась и стала успешной на предыдущей модели ведения бизнеса, поэтому руководители не хотят менять модель, адаптируясь под новые реалии. Они не знают другого пути и не хотят его изучать. Проще бороться с введением удалёнки, чем развиваться и становиться эффективным удаленным менеджером. Это именно проблема «возрастных» компаний, чаще всего команда стартапа таким страдать не станет.
- Плохой опыт. У некоторых компаний был неудачный опыт попытки «в удалёнку» 10 лет назад, и теперь они предполагают, что всё удаленное — автоматически плохо, и что работа так не пойдёт. Они не понимают, что с тех пор изобрели Slack и Zoom, мобильный интернет — почти универсальный, Wi-Fi есть у каждого в доме и в любом ближнем кафе, а текущее поколение работников уже не могут представить свою жизнь без интернета. Мир прошел огромный путь за эти 10 лет, но многие этого не заметили. Чтобы вы представляли, 14 лет назад я работал на 6,5-килограммовом ноутбуке, заряд которого длился всего 20 минут. Сегодня удалёнка в тысячу раз проще.
Вопрос 6 — смена карьеры
У меня больше 7 лет опыта сисадмином, теперь изучаю DevOps. Но не могу найти работу. Получается, что я сменил карьеру, и мой прежний опыт не засчитывается? Мне сейчас очень нужна удаленная работа.
Даррен Мерф:
Моя карьера тоже не прямая линия. У меня степень магистра по бизнесу, я работал журналистом, PR-агентом, в коммуникациях, разрабатывал стратегию для журнала о путешествиях, теперь работаю в GitLab. Предыдущий опыт не аннулировался. Главное — показать свою ценность в интервью. Вы — больше, чем кусок бумаги. Просто нужно, чтобы кто-то за другим концом стола дал вам возможность это показать.
Мой совет — это продолжать учиться, и запастись терпением. Как-то я был 6 месяцев без работы, и, по ощущениям, это было 100 лет. И это с большим портфолио удаленной работы! Может быть, вам придется поговорить с сотнями людей, прежде чем 1-2 из этих дискуссий куда-нибудь вас приведут. Важно иметь группу поддержки, хотя бы группу единомышленников, и не падать духом в процессе поиска.
Вопрос 7 — очистка Slack
Мне кажется, я прочитал, что GitLab стирает сообщения в Slack через какое-то время. Можете ли вы объяснить, в чём здесь плюс? В моей компании мы сильно зависим от истории Slack.
Даррен Мерф:
Да, мы стираем! Чтобы заставить использовать Slack для его лучшей цели, неформального общения. Если ничего не стирать, бесконечное число непрочтенных сообщений могут плохо сказываться на психике и продуктивности. Они мешают сосредоточиться, найти состояние потока. Если ваша жизнь зависит от пингов в Slack, это рецепт к выгоранию.
Поэтому мы удаляем все сообщения через 90 дней. Если ваша команда это знает, они никогда не запросят поток сообщений для контекста проекта. Вместо этого они будут вынуждены обсуждать и заканчивать обсуждение работы там, где это положено. Люди не предназначены для того, чтобы вести сотню дискуссий одновременно, часть из которых началась год назад. Мозги начинают просить тайм-аут.
Вопрос 8 — работа в GitLab
Привет, Даррен, три вопроса:
Что является самой сложной частью вашей работы в качестве руководителя удаленного отдела?
Как много из ваших 1300+ коллег перегорают от удаленной работы и изоляции (учитывая, что у вас есть руководство, как этого избежать)?
Сколько людей покинули GitLab, потому что они хотели вернуться обратно в офис? Как часто уходят от вас, если сравнивать с традиционными компаниями в индустрии?
Даррен Мерф:
- Самое сложное — дать понять, что люди должны давать себе возможность действительно работать по-другому. В GitLab преуспевают те, кто сбрасывает прежний рабочий багаж у двери, и пользуются этой возможностью, чтобы начать думать по-новому. Но это тяжело. У всех людей есть прошлый опыт, который окрашивает всю их дальнейшую работу, они верят, что «так надо», хотя это не так.
- Перегорает у нас очень мало людей, потому что мы делаем всё, чтобы такого избежать. Почитать о наших методах можно здесь: https://about.gitlab.com/company/culture/all-remote/mental-health/. Ещё я помог создать бота в Slack, который напоминает всем членам нашей команды брать время для себя, отходить от работы каждый месяц (это оплачивается). Вы можете ввести это хоть сегодня — https://about.gitlab.com/handbook/paid-time-off/#monthly-reminder-to-consider-taking-pto. Проще сделать так, чтобы предыдущий сотрудник не перегорел, чем каждый раз искать нового.
- С нами продолжает работать больше 85% сотрудников, которые к нам пришли — это намного выше среднего уровня по индустрии (81%). Люди, которые ценят работу на удалёнке, по моему опыту, часто очень преданны хорошему работодателю.
Вопрос 9 — начало удалёнки
Привет, Даррен, можешь ли ты дать совет людям, которые меняют карьеру и хотят перейти на удаленку в IT-компанию? Я знаю несколько людей, которым это дается очень сложно, потому что у них «нет Х лет опыта». Их услуги как программистов не требуются, их не принимают даже в статусы джуниоров, хотя они ходят на курсы и имеют навыки в других похожих отраслях, которые потом можно было бы использовать. Любой совет был бы очень кстати, спасибо!
Даррен Мерф:
Без сомнения, это сложно. Хотя постепенно становится легче. Тут нет магического способа сразу получить работу. Моей первой удаленной работой был низкооплачиваемый фриланс, который я постепенно развил и сделал из этого что-то наподобие карьеры. Многие работники не хотят начинать оттуда, но это одна из опций.
Второй вариант — взять на себя похожую работу, и постепенно создавать портфолио, которое позволит вам выглядеть презентабельно. Не обязательно сразу работать из дома. Руководителям проще позволить показавшему себя сотруднику перейти на удалёнку.
Вопрос 10 — что в будущем
Даррен, что больше всего изменилось в твоих мнениях по поводу удаленной работы в последние 1-2 года?
Даррен Мерф:
Раньше мне казалось, что эта сфера будет расти медленно, и станет более популярным методом цифрового труда где-то к тому времени, как мой сын (ему сейчас 1 год) будет начинать искать работу. Теперь я думаю, это будет нормальным и широко принятым способом работы для сотен миллионов уже к 2021-му.
Изменения в сфере происходят буквально каждый месяц. Мы сейчас наблюдаем гигантский социальный и культурный сдвиг, который запишут в учебники по истории. Такой же по силе, как изобретение конвейера в начале XX века. Работа теперь поменяется навсегда.