Андрей Маслов успел поработать и на постройке россиянами военного завода в Венесуэле, и статистом для фильмов Голливуда, а в итоге стал нашим project-менеджером из Мексики. Мы узнали у него о жизни в этой стране, которую многие знают только по клише из кинофильмов. Плюсы и минусы, архивариусы, наркобароны, брак в чужом государстве, три главных фактора в эмиграции и преимущества Мексики по сравнению со Штатами.
Осторожно, лонгрид!
Предыстория. Как я дошел до жизни такой
Я вырос в селе Орловка Белгородской области. Закончил деревенскую школу, до которой нужно было несколько километров добираться на велосипеде. 10 человек в классе, 100 человек в школе. Поступил в филиал ВГУ в городе Старый Оскол. Неожиданно сам для себя выбрал факультет прикладной математики и информатики. К сожалению, меня там не зажгли. Любовью к программированию не воспылал. Но факультет закончил.
Моим увлечением был покер, играл несколько часов в день. До 2009 года в России он был разрешен. В клубах получалось иногда хорошо зарабатывать. Потом азартные игры запретили, и всё это перешло онлайн. Зарабатывали на сайтах, выводили, «рыбы» было много. Но отцу друга это надоело. Он не видел в этом будущего. И отправил нас в Венесуэлу. Там строился завод по производству автоматов Калашникова. Я пришел домой, говорю «Мам, меня дядя Сережа отправляет в Венесуэлу». И она «ну раз дядя Сережа говорит, то езжай». Мне было 23 года, я до этого никогда не был за пределами страны.
Там была военная база Кавин, около города Маракай. Зарплата была $2000. Это был 2011 год, деньги казались очень большими. Да и круто вообще: учили испанский, смотрели природу. Мы там строили два завода, один по производству автоматов, второй по производству патронов для них.
Нас из России было 300 человек. Я приехал с ощущением того, что я крутой инженер, буду проводить автоматизацию. А оказалось, что там даже проводов нет. Ничего нет, голая земля. В итоге мотало меня по этому заводу, и остановился на должности архивариуса. Для меня это тогда были люди с конусами на голове, какие-то древние маги. А оказалось, что это работник с секретными документами. По сути, отвечал за чертежи.
Так я проработал год. Работа простая, но настало время обновлять визу. Венесуэла была тогда симпатичная страна, при Чавесе там было довольно интересно (он умер через год после того, как я оттуда уехал, и сейчас, конечно, мои друзья оттуда стонут). Но продлевать контракт я не захотел. Вернулся в Россию. Встретил свою будущую жену. Переехал в Москву, стал project-менеджером в маленькой компании. Как и все, мечтал о «Яндексе», думал, что там небожители.
Об эмиграции
И тут произошел 2014-й год. Ситуация с Крымом. Я перестал понимать, что будет экономически, мне не захотелось быть участником этого. Мы с девушкой стали думать о том, что делать. Денег на США не хватало. Английский у обоих был слабый. У меня со времени Венесуэлы был хороший испанский. Проджект должен хорошо говорить на языке клиентов, это очень важно. Поэтому логично, что…
Мы выбрали Новую Зеландию! Казалось, мы молодые, более-менее успешные, нас должны с руками съесть. Оттуда в Москву приезжали преподаватели университетов, предлагали программы — отучись и работай. Но оказалось, что это стоит очень дорого: около 2 млн рублей (примерно $40 тысяч). Из-за скачка курса все наши сбережения ушли бы только на процесс переезда и оплаты обучения. Даже на аренду не хватало бы.
Опять помог случай: у меня был друг еще из Венесуэлы. Русский, но жил теперь в Мексике, с женой мексиканской. Предложил там проект.
Я загуглил о Мексике. Увидел страх божий. Не гуглите такого никогда, на фото полный швах.
Но решили поехать на разведку. На три недели.
Посмотрели — вокруг движ, энергия. Друг вполне доволен своей жизнью. Вокруг тепло, солнечно. Нам было хорошо.
Там же в Мексике мы пошли в суд, расписались, поженились. Кстати, перед этим у них обязательно сдавать анализы на гепатит, СПИД — чтобы твой партнер обо всём знал. Нас, двух граждан России, поженили вообще без проблем. Происходит в обычном кабинете судьи, в углу — портрет Бенито Хуареса, их президента. Выдали свидетельство о браке. Когда приехали назад в Россию, здесь его легализовали.
Вернулись в Москву, но душой остались там. И ровно через год после нашей свадьбы эмигрировали с концами. 18 февраля 2016 года мы приехали в Мексику.
О жизни в Мексике
Приехали в Мехико как туристы. Два гражданина России. Без визы можно только на 180 дней. У нас было полгода, чтобы определиться, остаемся мы или нет. Но был только один вариант — оставаться. Мы даже кота привезли!
Вера, моя жена, пошла на курсы испанского языка. Я пытался как-то работать. Наш проект с Kiwi, установка терминалов, быстро провалился. Поэтому работал, как мог. Даже в массовке. Сюда постоянно приезжают голливудские студии что-то снимать. Мало белых, которые идут на такую низкооплачиваемую работу, поэтому они всегда нужны. Там платят $50 за день. Тоже деньги.
Постоянно искал нормальную работу. Деньги кончались. Попалась фирма из Штатов, из Калифорнии, Knowledge City. Там СТО был русский, плюс разработчики из России и Украины. Ему в команду программистов понадобился проджект-менеджер. Познакомились с ним через группу Фейсбука о русских в Мексике, он меня сразу взял. Протянул мне соломинку. В эмиграции, кстати, у вас все происходит в Фейсбуке, соцсеть становится очень важным инструментом.
Компания сделала мне визу, легализовала документы, получил ВНЖ. Проработал там в итоге три года.
Главные три фактора в эмиграции — это:
- язык;
- документы;
- работа.
Без одного из этих факторов жить вполне можно. Если есть язык и документы, вы найдете работу. Если у вас есть работа и легальный статус, со временем вы выучите язык. Но если нет двух из трех факторов, это уже капитальные проблемы. У меня на начальном этапе был только язык, и то далеко не идеальный. Поэтому первые полгода здесь мне было очень страшно.
Я знаю много случаев тех, кому не повезло. Кому соломинку не протянули. И кому родственники собирали деньги, чтобы они смогли улететь из страны.
Мой совет: переезжать только тем, у кого есть гарантированно хотя бы два из трех факторов. Ну и проджектом эмигрировать намного сложнее, чем программистом. Опасная затея. Даже найти удаленно работу на СНГ — будет очень сложно, нужно большое везение.
Вера легализовалась по моим документам, в этом августе мы собираемся подавать на ПМЖ. Для этого нужно официально 4 года прожить в стране. Или чтобы у тебя родился ребенок на территории Мексики (тогда он априори становится гражданином, а родители его тоже получают ПМЖ).
Она быстро выучила испанский, поступила в лучший университет Мексики, сейчас получает юридическую степень. Обучается бесплатно, ей даже дают стипендию: $500 в месяц. Здесь это хорошие деньги, на них можно снять двухкомнатную квартиру. Я, кстати, тоже учусь, удаленно, тоже получаю под $500, пишу научную работу. Очень актуальный плюс к доходу.
Я прокачал английский и испанский, и после Knowledge City поработал в мексиканской компании. Было своеобразно, не скажу, что понравилось. Менталитет очень отличается.
Пример: я спрашиваю у программиста из нашей продуктовой команды, когда будет сделан проект. Он называет дату. Задача в дату не сделана. Я спрашиваю у него — где работа, в эту же дату договорились?.. Всё, наши отношения испорчены! Здесь это страшная обида. Человек работает, что тебе еще нужно? Задача не сделана, это бывает, расслабься!
Жесткий метод здесь не работает. Коллектив тебя быстро отвергнет. Мексика — это тоже маньяна. Они постоянно опаздывают. Они довольные, они счастливые, у них всё хорошо. И они удивительно неконфликтные. Из России, смотря о наркобаронах, у меня были совсем другие представления.
Здесь всегда один сезон. Дни сливаются друг с другом. Мы прожили пять лет, а как будто несколько месяцев. Какой-то постоянный день сурка. Поэтому внутренний дзен мексиканский — его не сравнить ни с чем. Здесь никогда не было голода, здесь всегда будет еда. Люди уверены в том, что завтра всё будет хорошо, им незачем суетиться и волноваться.
Сейчас я работаю удаленно, управляю командами разработчиков приложений в Rubrain.com. Подходит мне по духу, в основном все программисты из России, но есть и необходимость общаться с иcпаноязычными заказчиками. Также помогаю вести небольшой ютуб-канал на английском, рассказываем о венчурной индустрии. Продолжаю обучение. Получу мексиканское ПМЖ, и, думаю, перееду по работе в США. Люблю быть эмигрантом 😉
Почему Мексика, а не Штаты?
- Для меня, понятно, главным фактором стала простота переезда. Денег требуется меньше, получить ВНЖ и ПМЖ — проще. Бонус в виде образования и стипендии — очень в плюс.
- В стране есть офисы Facebook, Google и многих других. Но у мексиканцев в основном гуманитарный склад ума. Математику они не любят. Поэтому конкуренция за кадры здесь очень большая. Топовые мексиканцы уезжают в США и Канаду (у них без визы в Канаду въезд). Поэтому компании здесь очень хотят нанять разработчиков. Стартапы постоянно ищут программистов. Вас возьмут с руками и ногами, особенно если вы знаете испанский. И зарплаты будут вполне достойные (особенно по меркам страны). От $2000 в месяц. При этом средняя зарплата в стране — около $700. За $2000 можно жить очень комфортно.
- Недорогая аренда. В Мехико — от $300, в среднем $1000. Мне повезло, я снимаю трехкомнатную за $550.
- Думают, что тут сплошные наркобароны и преступность. Но за 5 лет в Мексике я ни разу не слышал стрельбу. Не видел полицейские рейды. В Лос-Анджелесе, думаю, была бы другая ситуация. Мне тут вполне спокойно, опасности не ощущаю.
- Медицина очень хорошая. Я из регионов России, и здесь ситуация точно намного лучше. Думаю, на уровне лучших больниц Москвы. Врачи, как и юристы, в Мексике получают очень много. При этом медицина доступна. Если ты хоть где-то работаешь, у тебя есть страховка, и волноваться за оплату не приходится.
- Шикарная еда. Уличной — просто масса. Вкуснейшие тако, торта и тамале. Их кушают и рабочие, и миллионеры. Бурито, кстати, у меня не продают — это только на севере Мексики или для туристов. Гуакамоле тоже не особо популярно. Сальса острая, да, но её можно просить не добавлять в блюда, если вам не нравится острое — и тогда все хорошо.
- Отличная полгода. Многие представляют себе выжженную пустыню (видят в голове сцены из Breaking Bad). На самом деле здесь все в горах. Ночью в Мехико — 15, днем — 25. Очень комфортная температура. Есть сосновые леса, прям с грибами. Никаких кактусов. Четыре часа на машине до Тихого океана. Два часа в самолете — я в Канкуне, на Карибах.
- Мне очень нравятся местные люди. 19 сентября 2017 года здесь было сильное землетрясение. Разрушались здания, дороги. В Мехико тогда у нас погибло 300 человек. Я был дома, выбежал на улицу. И увидел: люди плачут, сирены, скорые носятся. Но все друг другу помогают. Метро работает бесплатно. Рестораны выносят еду и воду. Люди сами разбирают завалы, вытаскивают друг друга. В парки вынесли палатки и вещи для тех, кто лишился крова. Сотни тысяч добровольцев по всему городу. Все друг другу помогают, я так сильно это прочувствовал. Испытал гордость за мексиканцев.
Почему НЕ Мексика?
- Преступность. Она есть, но не такая, как в фильмах. Это молодые банды, подростки. У меня есть знакомые, кого грабили под пистолетом. Но если взять статистику, окажется, что Балтимор, Сент-Луис, Детройт — куда опаснее Мехико. Если не искать наркотики или приключения ночью — не будет проблем.
- Пробки. Мексиканцы думают, что здесь с этим кошмар. Но на МКАД, когда я жил, было гораздо хуже.
- Загрязнение воздуха. Нас в Мехико 20 млн человек. Тут много заводов, машин. И мы в горной чаше находимся. Поэтому воздух не идеальный. Хотя я проблем не испытываю, опять же, организм уже закаленный.
- Для меня минус — часовой пояс. Нет времени на общение с друзьями, родственниками из России. Когда я просыпаюсь и к обеду появляется настроение с кем-то поговорить, все уже спят. Разница между Москвой и Мехико — 9 часов.
В конце хочу сказать, что для нас в России Никарагуа, Мексика, Парагвай, Эквадор — это что-то примерно одно и то же. А страны кардинально разные. У них войны между собой. Революции. Мне до Аргентины лететь дальше, чем до Европы. Житель Мексики или Венесуэлы обидится, если вы скажете, что он не американец. Он ведь живет в Америке! Это все равно, что сказать, что итальянец — не европеец.
Сейчас очень многое узнал об этих странах, об их менталитете. Открыл для себя новый мир, о котором никогда бы не знал из Москвы. Это моя жизнь, и мне кажется, так её проживать — интересно.
P.S. Если хотите стать частью международной компании или ищете команду программистов, обращайтесь в Rubrain.com! Крупнейшая биржа аутсорсинга и ИТ-аутстаффинга в Восточной Европе. Больше 10 000 разработчиков, готовых приступить к проектам любой сложности.