Мы поговорим с вами о текстах. В 2021 году написать мелодию не составляет труда. Достаточно написать бит на компьютере, даже без освоения музыкальных инструментов и нотной грамоты. Но не забываем о хорошем тексте вне зависимости от жанра.
Форма, жанр, идея
Первое, что вы не должны пропускать – это выбор формы. Вы должны у себя в голове четко сформулировать, что вы хотите получить в итоге: рок, фоновая музыка или банально «песни, как у Фараона» и т. д. У вас есть цель, а значит вы знаете куда двигаться. Не нужно начинать с чего-то экспериментального с девизом «как пойдет, так и будет». Так может получиться очень странный результат. Возьмите жанр, который вам нравится, и попробуйте работать в нем. Научитесь писать текст и музыку в определенном стиле, тогда и пробуйте привносить что-то свое.
Прежде чем начать создавать бит или слова трека, определитесь с тематикой и идеей вашего произведения; какое настроение должно формировать песня у слушателя? Слушая различные биты, вы также можете поймать себя на определенной атмосфере вашего будущего трека.
Маленькое напоминание: текста для рэпа концентрируются НЕ только на деньгах, понтах и т. д. Постарайтесь завернуть все мысли, метафоры, литературные сравнения в одно целое.
Текст
Вы должны запомнить, что любой текст для рэп произведений состоит из 2х важнейших элементов: смысл и рифма. Они работают во взаимосвязи, и грамотная проработка этих двух составляющих напрямую повлияет на конечный результат и на обратную реакцию от слушателей. Так, вы сами вряд ли будете слушать набор хорошо рифмующихся, но абсолютно не имеющих смысла сточек, так и вряд ли зацепит интересная история (смысл), но без хорошо продуманных схем рифмовки.
Структура текста: припев и куплет. Сколько и чего будет в твоем треке – зависит только от вас и от вашей творческой идеи. Рекомендуем начинать с куплета. Напишите 2 куплета, а затем свяжите их припевом. Припев должен передавать цельную идею песни. Он должен цеплять, быть запоминающимся и более драйвовым (либо наоборот: куплет драйвовый, а куплет более спокойный).
Вам нужно просто сесть и начать писать. Это может быть абсолютно что угодно. Разумеется, первая строчка вряд ли получится с лету. Лучше всего написать не классические 4 строфы на куплет (это 16 строчек), а больше. Для того чтобы было что убрать. Так, минимум 2 куплета.
Забудьте про вдохновение. Его как такового не существует. Бывают моменты, когда ты более расположен что-то сочинить и написать, когда ты более вдохновлен чем-то, кокой-то ситуацией, событием. Либо, когда ты не настроен писать. Это не вопрос наличия или отсутствия вдохновения. Это – атмосфера. Ее легко можно создать искусственно, без проблем. К примеру, настройка комфортного освещения, кружка свежезаваренного кофе и тд, все, что способствует вашему удобству поможет создать атмосферу. Вам также нужно уметь абстрагироваться от внешних факторов, чтобы это не влияло на творчество. Либо наоборот, пропустить это через себя и отпустить через творчество, создав интересный продукт.
Если вы задаетесь вопросом: что же создается в первую очередь – бит или текст? То правильного ответа нет. Будет так, как захотите вы, как вы решите выстроить свой творческий продукт. Если вы хотите сделать или купить бит, а затем, вдохновившись им, написать текст – ваше право. Если вы хотите сначала записать текст, структуру и потом представить в голове на какой бит вы бы зачитали, то вам будет проще создать саму музыку.
Рифмовка и рифма
Можно выделить 5 схем рифмовки:
- Смежная: «ААББ». В строфе из четырех срок рифмуются первые две между собой и вторые две.
- Перекрестная: «АБАБ»
- Холостая «АБСБ»
- Кольцевая «АББА»
- Смешанная.
Рекомендуем чередовать эти схемы, так как одинаковая рифмовка сейчас не есть круто. Возможно в определённом случае, если это оправданно тематикой текста, то это имеет место. Но старайтесь этого избегать.
Сами рифмы бывают:
- квадратные (совпадение окончаний к рифмующихся слов)
- акцентные (созвучные слоги …)
- внутренние (рифмуем несколько слов в строке)
- двойные и тройные (рифмовка 2/3 слов во всех сточках)
Если мы говорим о последних тенденциях хорошего текста у трека, то мы забываем про рифмовку на окончания, про квадратные рифмы, а также про рифмовку на глаголы. Последнее допустимо только в случае, если глагол рифмуется на существительное. Это меньше режет слух и звучит куда лучше, нежели глагол на глагол.
Но всё же, текст – это полностью творческий продукт, вы можете его написать так, как захочется именно вам. Правил не существует. Нет правильного или неправильного текста. Существует только то, что есть у вас в голове и в сердце. Как вы заходите, так и будет.
Советы по созданию рэп композиции
- Бит – одна из ключевых составляющих успеха трека. Даже самый простой, но цепляющий бит может стать изюминкой вашей песни. Порой сам текст может не иметь большой смысловой нагрузки, но удачная мелодия вытянет ваш трек.
В первую очередь забудьте о крупных пабликах в соцсетях, где пользователи размещают свои бесплатные биты. Так как, если туда идет дроп общедоступных битов, то помимо вас, там еще несколько десятков тысяч реперов ищут музыку. Следовательно, вы н сможете создать ничего эксклюзивного. Вероятно, это будет фристайл под один и тот же бит от сотни исполнителей.
Рекомендуем искать индивидуальных битмейкеров и выкупать или брать бит в аренду. Да, на это вам нужно будет потратиться, но вы получите действительно, что-то новое и крутое. Кроме того, вы исключаете возможность нарушения чьих-либо авторских прав.
Подумайте над тем, чтобы самому написать бит. Если вы имеете уже примерную картину вашей мелодии, то можете самостоятельно создать бит. В сети огромное количество видеоуроков, как разобраться в специализированных программах.
- Не пишите прямолинейно. Используйте различные литературные приемы, дабы «сцена в треке» могла подходить наиболее широкому кругу лиц. Пусть слушатели ищут свой скрытый смыл и подтекст в произведении.
- Куплет и припев должны отличаться. И неважно по структуре, ритмически или даже по исполнению. Вы должны заранее продумать этот момент.
- Слушайте. Изучайте творчество не только лучших реперов современности, но и культовых музыкантов разных времен. Слушайте исполнителей пишущих не только на русском. Развитие рэпа и хип-хопа пошло из запада. «Наслушанность» вам очень пригодиться в будущем.
- Схемы рифмовки и сама рифма. Потратьте время на их изучение. Используя различные приемы рифмовки, можно написать очень глубокое и запоминающееся произведение. В помощь также могут прийти онлайн словари рифм.
- Читайте текст во время написания. Это поможет не только понять насколько складно ложатся слова в треке, но и поможет при дальнейшей записи и живом выступлении. Постарайтесь правильно выстроить флоу для гармоничного звучания.
- Предварительная запись. Перед тем, как бежать на студию звукозаписи, запишите себя на диктофон того же телефона. Если у вас есть более менее качественный микрофон, то воспользуйтесь, конечно же, им. Это поможет услышать себя со стороны, и вы сможете оценить свой стиль и сам голос на записи.
- Фристайл. В начальном этапе это может показаться достаточно сложным процессом, но с практикой вам будет куда легче. К тому же, это поможет при дальнейшей работе над текстом будущих треков, в плане простоты подбора рифм
Акценты в вашем треке
Даблы. Это подложка вашей основы. Они как будто «обволакивают» основную дорожку, придавая объем и атмосферу, чтобы основа не звучала слишком сухо. У вас будет создаваться эффект ненавязчивого и небольшого многоголосия. Неважно насколько громко или тихо вы будете зачитывать. Все зависит от вашей задумки. Единственная рекомендация – чтобы они сильно не выделялись.
Бэки. Затем идут бэки. Как правило, это не обязательный этап, но, тем не менее, они дополняют картину и атмосферу целиком. Как и даблы – это две дорожки на левое и правое ухо. Чаще всего это не полностью куплет, а это либо рифмующиеся фразы, слова, либо фразы и слова, на которые вы хотите сделать акцент. Лишними они не будут. В любом случае проще их удалить, нежели ехать на студию и записывать их еще по новой.
Эблибы. «Скр-скр», «пыр-пыр» и тд. Их можно записать в одну дорожку. Просто накричать, а звукорежиссёр вставит их в нужный момент. Ключевое, чтобы не было конфликта с основной звуковой дорожкой.
Вы должны понимать, что не все дорожки нужны в полной мере. Чего-то больше, а чего-то меньше. Главное, чтобы вы не уехали только с основной дорожкой, поэтому записывайте много материала.
Припев. На припеве забудьте о каких-либо рамках. Прочитайте спокойно, прочитайте эмоционально, пропойте, провойте и тд весь текст, чтобы у вас было как минимум дорожек 10, чтобы можно было работать с материалом: где-то подрезать, где-то добавить, где-то убрать. Таким образом, вы дадите звукорежиссёру кучу «еды», для того, чтобы вы получили готовый результат. Припев должен выделяться, люди должны хотеть его переслушивать снова и снова.
Что после записи?
На студии у звукорежиссера попросите, чтобы он отдал вам трэк аут. Это все записанные и сохраненные дорожки в соло, выведенные и экспортированные по отдельности без минуса и желательно с нулевой секунды. Не каждый звукорежиссер за момент записи вашего трека сможет финально свести материал. Лучше забрать дорожки и предоставить их эксклюзивному звукарю, который именно вам за отдельные деньги сведет вам трек. Да это будет дороже, но и будет намного качественнее. Если вдруг вам первый звукач предложит быстренько свести, вы можете согласиться, но все-таки в дальнейшем обратиться к другому специалисту.
Обложка
Вы получили готовый трек через дней пять после сведения, и вам следует открыть фотошоп и сделать обложку. Важно понимать, что обложка должна квадратного формата, так как все популярные музыкальные площадки показывают именно формат 1:1.
Заполнение ключевой информации и выгрузка трека
Одним из последних, но не менее важных шагов – это открытие вашего файла в AIMP. Там, в редакторе тэгов, вы заполняете название, исполнитель, год, релиз, альбом и т.д. После чего можете спокойно загружать ваш трек во Вконтакте, в SoundCloud, можете отправить на дистрибуцию в iTunes, Google Play или Яндекс музыку.