Так называемое “Большое Увольнение” сейчас переворачивает американский рынок труда вверх дном.
Около 4 млн сотрудников бросили работу в компаниях в июле 2021 года, согласно Бюро Трудовой Статистики.
И это удивительно, ведь из-за пандемии экономика всего мира стала нестабильной.

А самое интересное — то, что больше всего уволилось разработчиков.

Согласно данным, в сравнении с обычной текучкой, за этот период уволилось на 3.6% больше работников здравоохранения. Это понятно, учитывая возросший риск для здоровья и стресс, связанные с пандемией.

Однако программеров ушло больше на 4.5%, чем уходило до Ковида.

Пока нет точных данных, что происходит с другими рынками вне США, но говорят, что во всем мире кодеры начинают переговоры насчет своих условий труда.

При том, что из всех индустрий, сфера ИТ пострадала меньше всего: они просто перешли в онлайн. И это не только дало им возможность работать из дома и больше оставаться с семьей, но и уменьшило ежемесячные расходы, открыв больше возможностей для релокейта.

Так почему же так происходит?

Точка отсчета была намного раньше

У каждой процветающей индустрии бывает проблема с текучкой кадров. И в обычной ситуации это значит, что когда одна компания теряет сотрудника — другая компания его получает. За последние 20 лет произошло 2 больших текучки кадров:

— В 2002-2007 годах, сразу после кризиса дот-комов, когда Google стал набирать обороты. Это была горячая пора развития технологических компаний, пока для них практически не было регуляций и ограничений. WordPress, YouTube, Orkut, Facebook, MySpace, Reddit, StackOverflow — все они стали информационным двигателем планеты.

— Вскоре после кризиса 2008 года, FAAMG — Facebook, Amazon, Apple, Microsoft и Google — укрепили свои позиции. Облачные технологии стали мейнстримом, а Agile — стандартом индустрии. Идея Lean Startup начала определять ИТ компании с большими доходами. Ребята типа Uber, Airbnb, WhatsApp, Instagram, Snapchat, Netflix и Slack создали вторую волну наплыва кадров.

Во время пандемии, однако, таких больших трансформаций не происходило, кроме перемен с местом работы.

Что же привело к все возрастающему увольнению разработчиков?

Ответ лежит в этих же двух пунктах выше.

Короче говоря

На протяжении 2000-2010-х, рост контент платформ превратил интернет в гигантскую школу, где любой человек мог научиться писать код, и умные люди могли создавать лучшие, более удобные программы. Пока умные кодеры двигались выше по цепочке и создавали свои технологические компании, не-технические специалисты начали заходить в сферу и заполнять открытые вакансии.

2010-й и следующее десятилетие продвинули эти два класса дальше: образовательные платформы, типа Udemy, Coursera и Udacity попытались заполнить недостаток талантов на рынке, особенно в развивающихся сферах, типа AI, Machine learning и IoT.

Но чтобы полностью понять это движение, давайте копнем глубже.

Удаленка подлила жару в масло

Не во время пандемии, а намного ранее.

В 2010, автор статьи уволился из компании, которая входила в список Fortune 500, чтобы полностью перейти на удаленку, переехать в родной городок, подальше от дорожных пробок, шума и грязного воздуха большого города. Это было время, когда фриланс маркетплейсы, как ODesk & Elance (сейчас часть Upwork) стали процветать, несмотря на до смешного низкие рейты.

Причина? Опытных разработчиков так достали внутренние иерархии компаний и то, что вокруг них (городская жизнь), что они были готовы принять низкооплачеваемые фриланс подработки, несмотря на полный хаос на рынке после кризиса 2008 года.

Тем временем, интернет вдохновился переездами на Таиланд и Бали. Nomadlist — сайт с вакансиями для удаленной работы в любой точке мира — появился в 2014 году и стал получать доход с первого же дня. Одним из их клиентов стал Automattic — создатели WordPress.

Удаленка освободила программиста от многих старых привычек, сковывающих предпринимателя внутри:

— Разработчикам не надо было больше находится рядом с сотрудниками для создания софта
— Умелым разработчикам уже не нужны были хардвер специалисты для того, чтобы починить компьютер, вдруг что — совет можно было получить круглосуточно на платформах типа Reddit, YouTube и StackOverflow
— Инвестиции в оборудование были равны нулю, потому что появились дешевые девайсы и онлайн тулзы (для некоторых удаленных сотрудников это оплачивала компания)
— Операционные расходы тоже были небольшими, типа платы за связь и VPN (что тоже могло быть оплачено работодателями). Чаще всего, курорты с красочным закатом обходились дешевле аренды дома в месте, где находился офис компании.

Другими словами, работникам больше не нужны были их заводы (и тем более начальник) для постоянной поддержки хорошего уровня жизни — и это стало подтвержденной реальностью еще с начала 2010-х годов.

Последняя капля

Единственное, что осталось, это угасающий голос корпоративной культуры, который твердил, что сотруднику нужна компания! Мол, ты не можешь создавать большие вещи без других людей (читай — менеджеров)!

Этого голосок оборвало следующее:

— Менеджеры-супервайзоры, долбящие про Agile плюс бесконечные встречи, коих было намного больше в офисе, чем на ремоуте.
— Несмотря на растущую продуктивность, средневековый 8-часовой день (а в Китае и целых 12); перед пандемией, удаленка считалась привилегией даже в больших технологических компаниях.
— Культура найма и увольнения у дружественных стартапов.
— Астрономические доходы, полученные фаундерами стартапов и менеджментом с их опционами, в отличие от маленькой, очень условной и без какого-либо намека на будущую обеспеченность финансовую мобильность обычных разработчиков. Другими словами, если девелопер в обычной компании создает программу, которая приносит в 10 раз больше доходов, тогда как их менеджер привнес всего единичную пользу в процесс разработки (то есть, усилия равны 10 к 1), то карманы разработчика вряд ли будут набиты долей от этого дохода.

Первый поворотный момент в сторону удаленки случился уже тогда. Это привело к большому побегу из таких неблагодарных компаний.

The final destination

Уйти можно было и в другую компанию, так и происходила текучка кадров раньше. Но пандемия изменила ход событий.

В этот раз, разработчики стали уходить сами. И уходят обычно специалисты возраста от 30 до 45 лет. То есть — в основном, синьоры.

Автор статьи перечисляет еще множество компонентов, которые просто доводят до бешенства разработчиков на этапе отбора на новую вакансию. Перегореть можно еще до того, как начнешь работать. Поэтому, синьорам не хочется уже проходить эти многоэтапные интервью, и вместо этого, они уходят делать свой собственный бизнес. Запускать конкурента компаниям, которые так заморочились с процессом отбора.

И понятно почему — только посмотрите, как увеличилось число инвестиций в технологические компании в последние годы:

Источник: CNBC

Причина тому не пандемия, она просто ускорила начавшийся давно процесс. Дала время для раздумий и пространство для маневра.

Последнее десятилетие создало идеальные условия для возникновения так называемых “инди” во всем — от инди видеоигр до подкастов и комнат в Clubhouse. Новые растущие компании тому доказательство:

По итогу

Да, в каждом кризисе есть и позитивная сторона, по крайней мере, лучше всегда постараться такую найти. Многие разработчики высшего класса перешли таки на удаленку, стали работать в формате аутстаффинга, наслаждаясь работой из любой удобной точки мира. Мы рады, что можем им помочь обустроить более комфортную жизнь, получая проекты и заказы от клиентов Rubrain.com 🙂

 

Читайте полную статью по ссылке (на английском).