Почему Барак Обама читает ровно по часу ежедневно? Почему Билл Гейтс прочитывает по книге в неделю? И почему даже в течение всей своей долгой карьеры он брал ежегодный двухнедельный отпуск для чтения?

Почему самые успешные люди в мире находят 5 часов в неделю для обучения, а другие прикрываются тем, что они «слишком загружены»? Знают ли они что-то, что упускают другие?

Разгадка проста: самообразование — лучшее вложение времени. На каком бы этапе развития ты ни был, даже если ты президент или миллиардер. Как только человек понимает ценность знаний, он делает все, чтобы их получить.

 

Знания — новые деньги

Цукерберг читает несколько часов в день
В 2015-м Цукерберг создал онлайновый книжный клуб, в котором он читает минимум по книге каждые 2 недели

Мы проводим свою жизнь, зарабатывая, тратя и беспокоясь о деньгах. Когда мы жалуемся на нехватку времени для обучения, мы подразумеваем лихорадочное зарабатывание денег. Но прямо сейчас происходит то, что меняет правила игры.

По словам футуролога Питера Диамандиса, мы живем в период «стремительной демонетизации», когда технологии удешевляют или даже делают бесплатными дорогие товары и услуги. Диаграмма из книги Питера «Изобилие» показывает, как обесценились товары и услуги, которые в 1969-1989 годы можно было купить за $900 тыс. Собрание энциклопедий, GPS, сервис видеоконференций и так далее. Сегодня всё это доступно любому бесплатно в смартфоне. Приводим картинку из его книги:

Ценность товаров тогда и сейчас
Ценность товаров тогда и сейчас

Такая демонетизация ускорится в будущем. Беспилотные автопарки избавят нас от необходимости покупать автомобиль. VR делает доступными или даже бесплатными дорогие концерты и спортивные ивенты. Инновации в образовании и здравоохранении тоже ведут к их (сравнительному) удешевлению. Традиционные ВУЗы тратятся на содержание помещений и поддержку внутренней иерархии. Новые учебные заведения конкурируют, предлагая свои услуги онлайн. Они обучают востребованным и высокооплачиваемым специальностям и сотрудничают с работодателями, которые субсидируют обучение и нанимают программистов.

Новые технологии, такие как CRISPR, XPrize Tricorder, диагностика при помощи ИИ и секвенирование изменят систему здравоохранения. Они снизят стоимость медицинских услуг, сосредоточив внимание на профилактике заболеваний. В то время как товары и услуги демонетизируются, знания растут в цене.

Джордж Гилдер, соучредитель Discovery Institute:

Главное событие двадцатого века — свержение материального. Богатство в виде физических ресурсов теряет ценность в экономике и политике. Сила разума повсюду преобладает над грубой силой вещей.

Разработка беспилотных автомобилей — отличный пример роста стоимости знаний. Себастьян Трун, работавший над проектом робомобиля Google, рассказал, как компании охотятся за уникальными специалистами в этой отрасли. Так Uber выкупил молодую компанию Otto за $700 млн, а General Motors потратили $1 млрд на приобретение Cruise. Трун пришел к выводу, что «текущая цена таланта составляет $10 млн».

Продуктовые команды готовы платить огромные деньги за одного квалифицированного работника, и для этого сегодня не обязательно обладать супер-редкими техническими навыками. Тот, кто может быстро определить и усвоить навыки, необходимые для будущей работы, имеет преимущество.

Те, кто усердно трудятся, но не выделяют время для регулярного обучения, попадут в группу риска. Они рискуют потерять рабочие места из-за автоматизации, как в 2000-2010 годы, когда на 85% старых рабочих мест (фабрики, заводы итп) роботы заменили людей.

Билл Гейтс: секрет успеха
Билл Гейтс читает минимум 50 книг каждый год. И интересуется разными областями, от IT до генетики

ИИ отбирает низкооплачиваемые рабочие места у рабочих, а специалисты наверху экономической лестницы получают еще больше офферов и денег, чем раньше. Но проблема не в дефиците рабочих мест. Скорее, в нехватке специалистов с нужными навыками и знаниями.

Этот парадокс описан в статье The Atlantic: «Работодатели в разных отраслях и регионах США годами жаловались на нехватку квалифицированных рабочих, и их жалобы подтверждает статистика. В июле 2015 года количество вакансий достигло исторического максимума — 5,8 млн, а уровень безработицы был значительно ниже послевоенного. Тем временем 17 млн американцев являются безработными, ищут работу или работают неполный рабочий день».

На наших глазах профессиональные знания становятся универсальной валютой. Знания — это новые деньги. Как деньги, знания являются средством обмена и сохранения стоимости. Но делясь знаниями с другими, вы не теряете их. Наоборот, чем больше вы делитесь информацией, тем глубже вы ее понимаете, лучше запоминаете, синтезируете новые знания с другими идеями.

Благодаря IT-разработкам, передача информации в любую точку мира сегодня мгновенна и бесплатна. Стоимость знаний растет быстрее инфляции. Их можно конвертировать в том числе в нематериальные блага, такие как связи, отношения и благополучие. Знания помогают быстрее добиваться поставленных целей. Они заставляют мозг работать лучше и масштабнее. Читатель проживает тысячу жизней, тот, кто никогда не читает, — только одну.

В интервью New York Times Барак Обама объяснил, почему во время своего президентства он всегда находил время для чтения: «Когда на нас выплескивается море информации», — сказал он, книги дают возможность «замедлиться и увидеть все с другой точки зрения, встать на чужое место». Эти две вещи, добавил он, «были для меня бесценны. Не могу сказать, сделали ли они меня лучшим президентом. Но они позволяли мне держать равновесие все эти восемь лет».

 

6 фактов о навыках в экономике знаний

Книги как источник успеха

Как получить нужные знания и наибольшую отдачу? Используйте шесть навыков экономики знаний:

    1. Определяйте навыки, которые будут ценными в будущем. Цена знаний постоянно меняется — в зависимости от их редкости и востребованности. По мере того, как технологии развиваются, возникает нехватка людей с определенными знаниями. Из-за высокой стоимости навыка им овладевает все больше людей, и его стоимость постепенно снижается.
    2. Быстро осваивайте новые навыки. Уникальные возможности непостоянны, их надо использовать сразу. А значит нужно уметь быстро осваивать навыки. Используйте модели мышления, они обеспечивают прочную основу для знаний, применимых во всех областях. При переходе в новую сферу вы сможете использовать существующие знания, чтобы учиться быстрее.
    3. Не стесняйтесь рассказывать о ценности своих знаний. Одинаково умные люди могут зарабатывать совершенно по-разному. Способность убедить окружающих в ценности ваших навыков — это мультипликатор дохода. Многие люди тратят жизнь на овладение профессией и даже не догадываются о существовании этого мультипликатора.
    4. Превращайте знания в деньги. Есть много путей конвертации знаний в материальные ценности: хорошо оплачиваемая должность, повышение зарплаты, свое дело, разработка отраслевого сайта, продажа знаний в качестве консультанта, укрепление профессиональной репутации.
    5. Вкладывайте в дальнейшее обучение. Чтобы достичь своих целей, не выходя за пределы бюджета, понадобится собрать «портфолио» из книг, онлайн-курсов и программ. А ещё лучше — (реальных) сертификатов и ученых степеней. Учитывая рентабельность инвестиций, риски, минимальную ставку и диверсификацию.
    6. Учитесь учиться. Тогда ценность каждого часа чтения вырастет многократно. Скорость обучения определяет, насколько быстро вы накапливаете знания. Представьте человека, который читает одну книгу в неделю, и того, кто прочтет ее за 10 дней. В течение года разница в 30% означает, что первый сможет прочесть на 85 книг больше.

Чтобы сместить внимание с чрезмерной одержимости деньгами на поиск знаний, нужно перестать думать, что мы приобретаем знания только в возрасте от 7 до 20 лет. Усердный труд гарантировал успех в индустриальной эпохе. Постоянное самообразование — его эквивалент в эпоху экономики знаний.

Нужно строго придерживаться ежедневной минимальной дозы обучения также, как мы придерживаемся рекомендуемых доз витаминов, количества шагов и упражнений. Интеллектуальный покой — это чума 21 века. Его долгосрочные последствия коварны, как и гиподинамия, отсутствие полноценного питания и сна. 

 

Как найти время?

5 часов в неделю: рецепт успеха

Бен Кларк руководит более 200 сотрудниками в своей компании The Shipyard и вечно занят. Он занимался самообразованием каждый день с 6:45 до 8:30 пять лет подряд, итого более 2500 часов. Но когда родилась его дочь, он решил уделить это время ребенку. Он мог бы совсем забросить книги, ведь с появлением детей многие из нас отказываются от своих учебных ритуалов.

Вместо этого Бен решил изменить свой распорядок дня. Он ограничил работу над списком дел, чтобы выделить время учебы. По его словам, «работая меньше и больше читая, может показаться, что я стал успевать меньше, — но за год я успею сделать гораздо больше». 

Даже если вы только начали работать в составе команды программистов, вы можете читать во время поездки на работу или обеденного перерыва. Даже 15 минут в день в сумме дают почти 100 часов в год. Поиск свободного времени — сложная, но преодолимая задача. Став одним из немногих, кто справится с этой задачей, вы получите гораздо больше в награду.

Самые умные и занятые люди в мире находят по крайней мере 5 часов в неделю для самообразования. Чтобы последовать их примеру и начать учиться осознанно, сделайте эти три шага:

    1. Выделите время для чтения и обучения, даже если у вас очень много дел.
    2. Используйте найденное время, не откладывая на потом и не отвлекаясь.
    3. Изучайте приемы, которые помогают запоминать и применять полученные знания, чтобы увеличить эффективность обучения. 

Мы все ошибаемся, думая, что не можем позволить себе роскошь чтения. Скорее наоборот: мы не можем позволить себе не читать. Мы обязаны постоянно узнавать что-то новое, чтобы не отставать от других в современном мире информации. Обучение (как минимум 5 часов в неделю) — это не роскошь, а необходимость.

 

Кстати, если вы хотите подобрать команду для разработки проекта, обращайтесь к Rubrain.com. У нас можно нанять команду разработчиков или заказать услуги IT-рекрутмента, чтобы для вас нашли подходящих специалистов. С нами работают больше 10 000 специалистов уровня Senior, а в базе — 150 000 программистов уровня Middle и выше. Мы можем быстро подобрать для вас именно тех, кто вам нужен.