Десятки стартапов увольняют тысячи сотрудников, урезают затраты и даже полностью меняют бизнес-модели, пытаясь выжить в мире коронавируса. Кремниевая долина проходит через серьезные метаморфозы.
В Сан-Франциско это очень заметно. Спрос на сервисы от Wonderschool, стартапа, помогающего находить детсадики и дошкольные учреждения, сократился в два раза. Компании пришлось сократить 50% персонала, 30 человек, чтобы попытаться прожить в условиях отсутствия новых инвестиций.
Та же проблема у ClassPass, сервиса, предлагающего подписки на фитнесс. За 10 дней с начала карантина прибыль снизилась на 95%. Студии и тренажерные залы по всему миру закрыты, когда откроются — пока неясно. Находить способы выживания для подобного сервиса в таких условиях — задача нетривиальная. Сейчас ClassPass спешно переформируется в вообще другой проект — предлагающий онлайн-стриминг занятий, чтобы люди могли тренироваться у себя дома.
Инвесторы, кровь и кислород Кремниевой долины, куда-то испарились. Акции SoftBank, одного из главных «денежных мешков», за месяц с конца февраля упали почти в 2 раза, до $70 млрд. У многих других дела идут не лучше. Те IT-фирмы, которые находились только на начальном этапе и кому раньше приходилось рассчитывать на вливания, чтобы продолжать работу, падают быстрее, чем во время пузыря доткомов.
Sherwood Partners, компания из Кремниевой долины, занимающаяся реструктуризацией, менеджментом и продажей «добра» от упавших стартапов, говорит, такого количества звонков они еще не слышали. Число обращений в 3-4 раза превышает предыдущие пики — например, которые были в 2008 году.
WanderJaunt, предлагающий краткосрочную аренду домов на западе США, только в сентябре поднял $15 млн. Теперь он увольняет треть своих сотрудников и останавливает все планы по расширению. Та же история с Lyric. Стартап, основанный в 2014 году, арендует квартиры и целые этажи, обновляет их и превращает в крутые гостиницы для бизнес-путешественников. В прошлом году он получил $160 млн инвестиций от Airbnb, RXR Realty и Tishman Speyer. Теперь — за аренду по-прежнему нужно платить, а клиентов нет вообще. Компания уходит из 10 городов и увольняет большую часть своих сотрудников. От перспективы нового «единорога» — к потенциальному банкроту всего за пару недель.
Стартапы всегда были рискованным делом. Или быстро расти и стать известным, или кануть в Лету. Но пандемия коронавируса ускорила этот естественный отбор. По данным New York Times, в последние 2 недели более 50 стартапов в Долине сократили в сумме 6 тысяч сотрудников. Ещё несколько десятков — просто закрылись. Инвестиций нет и пока не предвидится. Планы по IPO тоже почти все остановлены: выходить на рынок при такой конъюнктуре желающих мало.
Удар принимают не только мелкие фирмы. Крупнейшие стартапы в абсолютных цифрах потеряли больше всего. Airbnb, знаменитая площадка для поиска краткосрочной аренды жилья, стоила $31 млрд ещё в 2017-м. Теперь ей пришлось остановить найм сотрудников и закрыть маркетинговые усилия на $800 млн. А цена компании (она оценивает себя сама, потому что не вышла на публику) упала на 16% до $26 млрд — как раз когда она задумывалась в этом году подавать на IPO.
Стартапы в сфере недвижимости Convene и Knotel сократили половину сотрудников. ZipRecruiter, занимающийся наймом персонала, уволил 40%. OneWeb, собиравшийся построить быстрый спутниковый интернет и привлекший на это $3 млрд капитала, 28 марта подал на банкротство. При этом ещё 21 марта он успешно вывел на орбиту 34 новых спутника с Байконура.
Но хуже всего сейчас фирмам, занимающимся путешествиями. В числе жертв тут — Inspirato, Sonder, TripActions, Zeus Living, Vasaca и десятки других. По данным сайта вакансий Glassdoor, ситуация в стартапах Долины сейчас хуже, чем в 2008-м и в ранних двухтысячных. Дело в том, что многие к такому повороту событий были совершенно не готовы.
CB Insights, отслеживающая стартапы в США, говорит, что к середине марта это уже был второй по резкости квартальный спад за 10 лет. А в целом этот финансовый квартал, судя по всему, будет худшим в истории. Вот как они описывают ситуацию:
Вспышка коронавируса с экономической точки зрения — это как сильный ураган, который происходит в каждом штате и каждой стране уже несколько недель.
Конечно, компании в некоторых отраслях — доставка, онлайн-обучение, видеозвонки, удаленная работа, игры, телемедицина — почти не пострадали. Некоторые, вроде Zoom, даже в несколько раз расширили свою базу пользователей (правда, пока что в основном бесплатных). Но на одну такую компанию приходятся десятки пострадавших. Не зря ещё 5 марта венчурный фонд Sequoia Capital, один из самых эффективных инвесторов в Кремниевой долине, предупредил стартапы, что COVID-19 будет «черным лебедем этой декады».
Это конец, прощайте!
Руководители стартапов, наверное, свою судьбу переживут. Как-минимум, какая-то финансовая подушка должна сохраниться. Да и оставшиеся ресурсы можно будет распродать. А вот рядовые сотрудники — слегка в другой ситуации. Особенно когда их увольняют тысячами, так что работу быстро не найти. И ладно бы хотя бы увольняли нормально…
Как вы, наверное, слышали, Bird недавно «отпустил» несколько сотен сотрудников через Zoom. Без топ-менеджмента, просто женским закадровым голосом на фоне слайдов. Люди узнали о звонке за час до конференции, и уже через 2 минуты видео узнали, что все они уволены. Раньше стартап по аренде электросамокатов оценивался в $2,8 млрд, теперь — он сократил уже 40% сотрудников с начала эпидемии, и это ещё не конец. По крайней мере, сотрудники получили месяц выходного пособия и три месяца медицинской страховки, чтобы попытаться успеть найти альтернативу.
Так же быстро всё произошло для сотрудников Panoramic, маркетинговой платформы из Нью-Йорка. В конце марта они только успели всё настроить, чтобы комфортно работать из дома. И тут приходит e-mail, что скоро надо ждать звонка от HR. Тут же в Slack стали появляться сообщения с прощаниями. И через полчаса большая часть команды покинула проект.
Уроборос замкнулся, и дошло до того, что для новых уволенных сотрудников… создаются стартапы! Приложение Upstream вышло раньше, чем задумывалось, чтобы они могли создавать свои профессиональные сообщества. Сайт Silver Lining помогает им находить компании, которые ещё набирают. Layoffs объединяет сотрудников, которых недавно уволили, с людьми, которым могут быть интересны их навыки. Многие «внезапно безработные» также добавляют свои имена в большие таблицы Google, чтобы их там могли обнаружить HR-ы.
Подобных сайтов и таблиц в последние дни стало очень много, отчасти потому, что многим уволенным IT-шникам на карантине нечем толком заняться.
От ситуации больше всего выигрывают тех. гиганты. Они остались почти единственными, кто ещё набирает в команду. Amazon, Microsoft, Netflix, Apple и Google, у которых есть большая финансовая подушка, теперь могут собирать самые сливки, в полной мере пользуясь шансом.
Выживает сильнейший
Чтобы остаться на плаву, стартапы в США сейчас следуют одной стратегии. Снижать все траты, какие только возможно. Снижать стоимость своих продуктов. Попробовать договориться о снижении затрат на аренду и прочие вещи. И ещё требовать от государства выделить помощь самым страдающим бизнесам — фитнес-студиям, ресторанам, службам аренды жилья и другим сервисам, на которые они полагаются.
Правительства разных стран помогает своим маленьким бизнесам по-разному, и американцы любят критиковать своё, потому что помощь часто получают только банки и крупные монополии. Германия на поддержку своей экономики уже выделила свыше €1,137 трлн. США планируют минимум $2,2 трлн. Это намного больше, чем в кризис 2008-2009 годов. Самый крупный план экономической помощи за всю историю. Но львиную долю ($500 млрд) получат гигантские корпорации (в основном — авиаперевозки), а малому бизнесу достанется всего $367 млрд. Стартапам в сфере IT — вообще ничего.
Основатели Rubrain.com сейчас в США, и мы каждый день общаемся с предпринимателями, продавая свой аутсорс/аутстафф. Мол, берите из России, будет дешевле и лучше, как раз самое время. Многие так сейчас и поступают — стремясь сэкономить. В личных разговорах некоторые руководители говорят, что текущая ситуация может для них стать «blessing in disguise». Без худа нет добра. Если их компания перестроится и выживет, она станет сильнее, а доля рынка у неё почти автоматически будет больше. В кругах популярен концепт «военного СЕО». Мол, пора рисковать, принимать ещё более неожиданные решения, адаптироваться на ходу, ломать рынок под себя. Ушло время быть Биллом Гейтсом, сейчас нужен Стив Джобс.
Например, Sonder, стартап по бронированию отелей из Сан-Франциско, на прошлой неделе отправил в неоплачиваемый отпуск 135 сотрудников и уволил ещё 282, больше трети. Фрэнсис Дэвидсон, руководитель компании, говорит, что теперь срок принятия решений у него сократился с нескольких дней до минуты.
Sonder «поднял» $345 млн при оценке в $1,1 млрд. Его опытные инвесторы сказали Фрэнсису, что если увольнение грядёт, лучше сделать это резко и быстро, и «лучше переборщить, чем недоборщить». Тогда, по крайней мере, его сотрудники попадут на рынок, который ещё может в них нуждаться. Тем, кого уволят позднее, будет ещё труднее найти работу. И те фирмы, которые станут увольнять в несколько этапов, тоже окажутся не в лучшей ситуации.
Фрэнсис говорит:
Жаловаться сейчас поздно. Если вы хотели спокойной жизни без текучки и стрессов, не стоило и затевать стартапы. Здесь у вас должна быть очень толстая кожа, устойчивость к любым внезапным неприятностям. Это хорошая проверка вашей фирмы и вашего руководителя. Как вы сможете выдержать этот период?