Пока коронавирус шагает по планете, даже руководители крупнейших в мире IT-компаний — которые привыкли летать из города в город, со встречи на конференцию, на частных самолетах — вынуждены сидеть в самоизоляции. В США правила отличаются от штата к штату, но в основном СЕО относятся к ситуации довольно серьезно, и не собираются подвергать свою жизнь неоправданному риску. Во многих компаниях — Google, Microsoft, Adobe, Facebook — они даже разрешили сотрудникам (если это возможно) не приходить в офис до конца 2020-го.
А как сами СЕО справляются с непривычным ритмом новой жизни?
Их домашние офисы временно стали штаб-квартирами. Оттуда они ведут свой бизнес, следят за развитием рынка, пытаются снова наладить каналы поставок и принимают решения по поводу работы их компании, которая теперь вдруг стала удаленной.
New York Times поговорила с лидерами of нескольких самых крупных и характерных компаний об их опыте за это время. А мы добавили несколько других недавних интервью — от Цукерберга и Безоса.
«Никто к этому не готовился»: Чак Роббинс, Cisco
Гендиректор Cisco Systems, каждое утро четверга проводит большую видеоконференцию со всей компанией. Он руководит ей из своего дома в Кремниевой долине. На этот раз соединение было стабильным, но качество что-то хромало. Фото тоже, как видите, вышло довольно посредственным.
Я вам говорю. Вся эта удаленная работа — хоть мы и продаем её покупателям, я не уверен, что хочу таким заниматься 100% своего времени.
Кроме мистера Роббинса в видеоконференции сидят несколько специалистов по психическому здоровью, отвечающих на вопросы сотрудников. Это занимает у них примерно час: многие работники Cisco говорят, что испытывают стресс при работе из дома, и в целом чувствуют себя не очень хорошо из-за последних событий. «Никто ведь к такому не готовился», — говорит Роббинс. Для него важно поддерживать высокую мораль и знать, что у его работников всё хорошо с настроением и психическим здоровьем.
Cisco разрабатывает Webex, популярный среди компаний сервис видеоконференций. С началом пандемии спрос на него вырос многократно. В ответ компания перераспределила ресурсы и выделила большую команду программистов на проект, чтобы сервис мог работать без сбоев. «Но эта технология не была рассчитана на то, что целый мир будет работать из дома», — рассказывает Чак Роббинс. — «Команда Webex не спит целыми сутками».
«Это чудо, что так можно управлять компанией»: Сундар Пичаи, Alphabet
В определенном (специально неназванном) месте Кремниевой долины у Сундара Пичаи, руководителя Alphabet, материнской компании Google, есть уютный домашний офис. Высокие потолки, двухтонные книжные полки, растения, чистый декор. Всё как нужно для одного из самых богатых топ-менеджеров в IT-мире. Сундар Пичаи не основывал никаких компаний, и вообще родился в Индии. Но его состояние превышает $600 млн — всё за счет его таланта управленца и менеджера.
Сейчас Пичаи руководит всей продукцией Google и вопросами холдинга Alphabet. В последний входит, например, YouTube, которому из-за возросшего трафика и оттока рекламодателей во время карантина пришлось очень несладко. Но больше всего, по словам Пичаи, его волнует контроль дезинформации. Например, он сделал так, чтобы релевантные новости о распространении Covid-19 были всегда доступны в топе выдачи Google. И чтобы первые ссылки из поисковика не вели на сайты с конспирологией.
В интервью через (разумеется) Hangouts, Пичаи сообщил:
Наш приоритет — чтобы информация, которую получают через нас пользователи, шла от экспертных организаций и настоящих журналистов, и мы пытаемся выводить их на первые места во всех наших продуктах.
Компания получила повышенный спрос на продукты G-Suite и Hangouts, в том числе от платных пользователей, что помогло избежать сильного падения бизнеса. В целом доходы компании даже выросли, хоть и не так сильно, как в 2019 году. Сейчас большинство сотрудников Google работают из дома, и по словам Сундара Пичаи, занимаются разработкой некоторых новых платформ. Они должны быть востребованы в мире с социальным дистанцированием (которое, в той или иной степени, ожидают ещё год-полтора).
У Пичаи два ребенка, и повседневное жонглирование разных обязанностей, домашних и рабочих, ему не очень нравится. «Нелегко было объяснить моей дочери, что вообще происходит», — говорит руководитель Alphabet. — «Это чудо, что я могу так управлять компанией».
«Сейчас атмосфера огромного стресса»: Адена Фридман, Nasdaq
Гендиректор Nasdaq, член совета директоров Федерального резервного банка и первая женщина, возглавившая глобальную биржу, Адена Фридман известна тем, что превратила Nasdaq в настоящую технологическую компанию. Она руководит ей как IT-фирмой, делая упор на обработке данных. Адена является одним из пропонентов идей модернизации капитализма, и ведёт лекции на эту тему. Тем не менее от последних (вынужденных) инноваций она не в восторге, и заниматься бизнесом по-старому ей нравилось больше.
В самом начале пандемии Адена разделила ключевой персонал на своей фондовой бирже в две команды. Каждую неделю, одна команда работает из дома, пока вторая поддерживает всё необходимое в офисе. Каждые выходные офис вычищают и дезинфицируют. Так что даже если одна команда заразится, вторая сможет удержать компанию на плаву, и бирже не придется закрыться.
Такое решение в начале марта выглядело чересчур резким и даже опрометчивым. Но впоследствии оказалось очень здравым — учитывая, что Нью-Йорк, в центре которого располагается Nasdaq, впоследствии стал центром распространения коронавируса в США.
Когда наступает её черед проводить неделю вне офиса, Фридман работает из своей резиденции в Мэриленде, около Вашингтона. Вместе с мужем и двумя сыновьями, которые тоже трудятся из дома. При этом она следует той же рабочей рутине, что и в обычные дни. Встает в 5:30 утра, едет на тренажере, съедает завтрак и начинает работать около восьми. Она следит за состоянием рынков. Пытается сделать так, чтобы банки, у которых тоже большинство сотрудников работают удаленно, без ошибок осуществляли многомиллиардные сделки. И проводит встречи с руководителями крупных компаний — которые тоже сидят у себя дома.
В интервью New York Times по телефону она рассказывает:
Что во всём этом действительно весело, так это иметь возможность чуть поближе узнать личную жизнь коллег. Иногда в комнату на совещании входит ребенок. Моя собака лает круглый день.
Когда Адена становится голодной, она быстро сбегает вниз, делает себе бутерброд с арахисовым маслом и мёдом, а затем мчится обратно к себе в офис, делать новые звонки. «У меня сейчас атмосфера огромного стресса», говорит она. Сбой в работе биржи даже на один день может, на фоне всех остальных новостей, сильно покачнуть мировую экономику.
«Не время думать о прибыли, лучше присядьте»: Джефф Безос, Amazon
Самый богатый человек на планете уже давно напрямую не управляет своей компанией. Он занимается благотворительностью, общается с лидерами государств и пускает в космос свои ракеты Blue Origin (на это хобби он ежегодно тратит $1-$2 млрд).
Вместо Безоса его фирмой руководят другие два Джеффа — Уилке и Блэкбёрн. Один управляет интернет-магазином, второй — видеосервисами (Prime Video) и рекламой. Есть ещё Энди Джасси, занимающийся облаком AWS, и Дейв Кларк, руководящий супермаркетами (Amazon Go и Whole Foods).
Когда новость о коронавирусе распространялась по свету, Безос отдыхал во Франции, ходя со своей подругой на светские рауты и приёмы президента Макрона в Елисейском дворце. Но потом его сотрудники стали заболевать. Вирус начал свой путь по США. На Amazon посыпалась волна критики, требуемых мер защиты не хватало. И в такие критические моменты судьбоносные решения, от которых может зависеть вся судьба компании, может принимать только её глава.
Безос тут же вернулся в Штаты, впервые за долгое время углубившись в рутину. Начал думать, как снизить влияние коронавируса на его рабочих (к тому времени — больше 500 тысяч) и избежать смертей. Сейчас он находится на своем огромном ранчо на востоке Техаса, которое занимает больше чем полторы тысячи квадратных километров (больше Санкт-Петербурга). Оттуда в космос отправляются его ракеты Blue Origin, там же он принимает видеозвонки от топ-менеджеров, сенаторов и руководителей складов.
Сейчас Безос в основном решает вопросы по поводу инвентаризации складов, тестирования рабочих, оборудования зданий для борьбы с вирусом. Одним из главных вопросов стала организация тестирования, чтобы быстро выявлять, если на каком-то из складов произошло заражение.
В следующем квартале компания ожидала получить порядка $4 млрд операционной прибыли — впервые в своей истории. Но вместо этого они потратят все $4 млрд, и ещё несколько миллиардов резервов, на борьбу с COVID-19 у себя в предприятиях.
При этом Безос говорит, нужно ждать, что дальше доходы упадут еще больше:
У нас не время думать о прибыли. Если вы — владелец акций Amazon, лучше присядьте, потому что мы продолжаем думать широко.
«Все прочь из прачечной»: Стюарт Баттерфилд, Slack
Канадский миллиардер, известный как основатель супер-популярных сервисов Flickr (фотошеринг) и Slack (корпоративный мессенджер), в процессе короткого интервью жалуется на своё интернет-соединение. Оказывается, в его доме проходил ремонт, и в целом коронавирус застал его не в лучшее время. Он застрял в Сан-Франциско, откуда и проводит видеоконференции со всей командой стартапа.
Из всего дома нормальное соединение ловится только в прачечной. Поэтому он запретил строителям в неё входить, и совершает видеозвонки на фоне голых стен. Довольно сильный контраст с интерьерами, которые демонстрируют (куда менее богатые) Адена Фридман и Сундар Пичаи.
Slack очень сильно вырос за время коронавируса. Количество отправляемых сообщений увеличилось в разы. За первую неделю марта сервис вырос на 25%, а за последующие два месяца Slack добавил 80% новых платящих клиентов. Акции фирмы выросли до $20 млрд, побив новый рекорд.
Стюарт Баттерфилд говорит, такой приток клиентов зарядил его команду новой энергией. «Это самое продуктивное время в истории компании»
В то же время он волнуется, что произойдёт дальше:
В конце концов прилив адреналина проходит. Начинается рутина. Я волнуюсь, что произойдет, если это затянется еще дольше. Мне не хочется, чтобы мои люди выгорали.
«Меня волнует потеря атмосферы долины»: Марк Цукерберг, Facebook
В конце мая глава Facebook в ходе лайв-стрима объявил сотрудникам, что отныне компания будет постепенно переходить на удалёнку. Она открывает удаленный найм для большинства позиций, а многие из 48 000 работников Facebook смогут запросить перевод на постоянный режим работы из дома.
Марк Цукерберг предсказывает, что больше половины сотрудников Facebook через 10 лет будут работать из дома. При том, что ещё полгода назад компания доплачивала новым сотрудникам $15 000, чтобы они могли жить поближе к её штаб-квартире.
У него взяли большое интервью о таком неожиданном переходе, где он делится своими откровениями, которые он сам получил за последние месяцы. И говорит, например, что тренд на удалёнку даже без COVID был бы неизбежен, а вирус просто ускорил такие процессы. Больше всего Цукерберг переживает, не потеряет ли Кремниевая долина своё конкурентное преимущество:
Я думаю самый важный вопрос, в долгосрочной перспективе, это социальные связи, культура, креативность. То, что мы смогли создать здесь в Кремниевой долине. Не исчезнет ли всё это при работе из дома? Мы понимаем, где найти программистов для стартапа, но где взять генераторов идей и перспективных СЕО?
В какой степени мы сейчас просто черпаем идеи из той культуры, которую мы создали за последние 10 лет? Будет ли нам дальше сложнее подходить к работе творчески, продолжать улучшаться?
«Начинаем ежедневные медитации»: Марк Бениофф, Salesforce
Как и другие IT-миллиардеры, Бениофф теперь каждый день проводит видеоконференции. Как и большая часть из его пятидесяти тысяч сотрудников, он в основном сидит дома, и жонглирует между профессиональными обязанностями и личной жизнью.
Бениофф уделяет очень много времени построению и поддержанию связей, и он говорит, число входящих звонков и сообщений сейчас увеличилось многократно. Сотни людей требуют его немедленного внимания.
Это всё, начиная от работы с командой разработки проекта, с менеджерами — и заканчивая планированием финансового года. Я должен очень внимательно следить за своими приоритетами.
Тесть Бениоффа сейчас гостит у него, а мама — приезжает каждый вечер на ужин. Чтобы справиться со всеми своими обязанностями, и балансировать отношения, глава Salesforce, убежденный буддист, стал чаще заниматься медитациями.
Сотрудники Salesforce тоже чувствуют напряжение. По словам Марка Бениоффа, внутренний опрос выявил, что 36% его работников чувствуют, что текущая ситуация сильно сказывается на их психологическом состоянии.
И это только те, которые готовы это признать. Мы организовали ежедневный видеозвонок, к которому каждый может подключиться. Призываем следить за своим психическим здоровьем, поощряем ежедневные медитации.
Кстати, пока другие СЕО страдают на удалёнке, Василий Воропаев, СЕО Rubrain, работает и активизирует всю команду. Мы по-прежнему делаем аутсорсинг и аутстаффинг в IT, в том числе для разработки ПО. И можем предоставить вам команду для IT-проекта любого масштаба.