Нидерланды, возможно, поняли что-то о работе из дома (с пандемией или без), до чего весь остальной мир пока не дошёл.

Пока все мы адаптируемся к «новой норме», с масками, санитайзерами и социальной дистанцией, эксперты говорят, что по крайней мере часть из этого навсегда останется с нами: удаленная работа, преимущества которой сейчас начинают понимать многие крупнейшие компании. В том числе Microsoft, Google, Oracle, Facebook и другие. Можно почитать большое интервью Цукерберга на эту тему. Оказывается, Кремниевая долина сейчас всерьез настроилась постепенно двигаться в направлении дистанционного труда. Не только на время COVID, а перманентно. Скорее всего, за ней этому тренду, как обычно, последуют и другие. В мире будущего работа из дома будет правилом, а не исключением.

К сожалению, Россия находится где-то ближе к началу пути. Даже не на середине. Многие компании неплохо адаптировались к новой реальности (в основном, те, у кого и так были удаленные департаменты). Но в основном глобально удалёнка не получается. Судя по тому, сколько новых обращений на аутсорс/аутстафф за последние три месяца мы получили в Rubrain, продуктивность собственных команд у многих очень понизилась. Мы, конечно, склонны обвинять не программистов, а менеджеров. Если что-то не получается глобально — отдельная «рабочая пчела» не виновата. Но, может быть, наше общество в целом оказалось не готово к такому переходу. И нам есть чему поучиться у других стран.

Разница между Россией и Голландией

Казалось бы — удаленная работа в России должна процветать! Страна огромна, большая часть населения живёт вне крупных конгломераций. Иметь московскую (а тем более — зарубежную) зарплату хотят все. Проникновение интернета — около 80%, среди молодёжи — больше 90%.

Но при этом удалённая работа у нас не популярна. До начала эпидемии коронавируса дистанционных сотрудников из общего числа в Великобритании было 4,7%, Германии — 5,2%, Франции — 7% (данные Евростата). В США — 3,6%. В России, по оценкам портала «Работа.ру» — менее 3%.

Удаленная работа в Европе
Удаленная работа в Европе

Похожую информацию дают зарубежные сайты: если там число вакансий для удаленного труда составляет 18,22%, то в России — 2,23%. Это данные детального анализа А.А. Малышева, научная работа которого была выпущена как раз под конец 2019-го. Он проверил 5 топовых зарубежных сайтов с вакансиями и 5 самых популярных сайтов для поиска работы в России. Результаты довольно печальные, особенно если сравнивать корреляцию успеха экономики в целом с процентом занятых во фрилансе и удалёнке. Самые «оседлые в офисах» страны Европы, по данным той же таблицы Евростата — Греция, Румыния и Болгария.

А страной-лидером в мире по удаленной работе ещё до COVID были маленькие Нидерланды. Больше 14,1% всех сотрудников здесь давно привыкли работать из дома. Только в последние годы их начала догонять Финляндия. Третья страна с большим отставанием — Люксембург.

Зачем такому маленькому государству, площадь которого меньше Московской области, столько «удалёнщиков»? Сеть транспорта развита, добраться до работы из любой точки можно быстрее, чем постоять в пробках в Москве. Зарплаты очень хорошие, в среднем 2816 евро в месяц, так что фрилансить за рубеж не надо.

Причём в крупных городах почему-то удаленных работников больше, чем в селах или провинции. Казалось бы — проедься на велосипеде пару кварталов, и вот тебе, родной офис! Зачем работать из дома? Иди общайся вживую с коллегами, налаживай контакты!

Почему у Голландии так, а у России и Болгарии нет?

Удалённый труд как часть культуры

Начнём с того, что удаленная работа — это приятно. По статистике, те, кто к ней адаптировались, её очень любят. Она более продуктивна (на 13%) и способствует улучшению физического и психического здоровья. По результатам недавнего опроса в США, проведенного уже после начала кризиса, 59% новых удаленных сотрудников предпочли бы в будущем продолжать работать дистанционно.

Удаленная учеба

Крупнейшие компании, в том числе Barclays, Facebook и Twitter, каждая заявили о начале перевода своих работников на удалёнку (их комментарии есть в ссылках). Мол, незачем снимать офисы в самом дорогом месте планеты, если можно получить большую продуктивность, ничего не затрачивая. Только Цукерберг волнуется, что, может, если все будут общаться из дома, у компании будет возникать меньше новых идей. Мол, не будет шанса случайно встретиться с кем-то в лифте, и загореться их идеей.

Но Окжи Наута, профессор психологии в Лейденском университете, занимающийся исследованиями рабочей среды и её влияния на сотрудников, говорит, что для грамотной организации рабочей культуры стоит смотреть на Голландию:

У нас не просто так высокие зарплаты и низкое число суицидов. Удаленная работа — важная часть этого. Такие ценности, как демократия и свобода воли, тоже глубоко зашиты в нашей культуре. Менеджеры доверяют работникам больше, чем где-либо в мире. Например, в банке ING действует политика неограниченных отпусков. Работники могут взять столько выходных дней, сколько захотят, если они думают, что их проекты от этого не пострадают. По мере того, как работодатели в других странах поймут, что сотрудникам можно доверять, мне кажется, комбинация работы из дома и периодических встреч в «реале» постепенно станет встречаться всё чаще и чаще.

Есть и более широкий экономический и социальный контекст, позволяющий удаленной работе процветать в Нидерландах. Барт Гётт, бизнес-футурист и психолог из Амерсфорта, объясняет:

Физическая инфраструктура развита очень хорошо. У нас хватает общественных и коммерческих помещений для удаленной работы. Публичные библиотеки превратились в огромные и комфортные современные коворкинги. Там всегда можно найти уголок, где будут сидеть люди с ноутбуками. Можно познакомиться, завязать связи. Также у нас невероятное количество маленьких, но уютных кофеен, частью бизнес-модели которых является обслуживание удаленных сотрудников.

Работодатели в Голландии тоже используют этот вариант трудовых отношений себе во благо. Им нужно намного меньше пространства для разворачивания своей деятельности. Крупные компании экономят на квадратных метрах тысячи долларов в год на каждом сотруднике. Им нужно меньше тратить на аренду, питание, уборку помещений.

Король Нидерландов Виллем-Александр тоже работает из дома
Король Нидерландов Виллем-Александр тоже работает из дома

Развитие пространств для удаленной работы помогло не только дистанционным сотрудникам и большому бизнесу. В Нидерландах очень большое количество частных предпринимателей. Около 1,5 млн человек (из 17,4 млн населения) — это самозанятые. Которые иногда используют такие помещения для заключения сделок с клиентами и в принципе ведения бизнеса. Нидерланды также оказываются продуктивным местом для команд стартапов. Виртуальные офисы помогают небольшим начинающим фирмам работать над своей идеей без необходимости в крупных затратах. Такое считается вполне нормальным, даже если вы все находитесь в одном городе.

Лара Вилкенс, организатор мероприятий из Амстердама:

Я частный предприниматель, сейчас работаю из дома. Это прекрасно для окружающей среды, и у меня вокруг полно крутых коворкингов, в которых я могу посидеть, если нужно. Есть еще множество бесплатных мест, где вы можете обменять свою услугу на рабочее место. Так что даже прибыль не обязательно получать.

Один из коворкингов в Нидерландах
Один из тысяч коворкингов в Нидерландах

Успех голландской удалёнки — во многом культура. Если компании понимают, что задачу сотрудник может решать и из дома — то почему бы и нет? Тем временем в России и других странах работников продолжают заставлять ходить в офис, часто ещё и в строго определенное время. До уровня Нидерландов мы только-только «поднялись» из-за коронавируса. Число перешедших на удалёнку достигло 14%, причем это ощущалось прямо как кризис для общества.

В Нидерландах наоборот. Кризис от пандемии почти не ощущается. Существующие «удалёнщики» сделали переход проще для остального населения. Иво Ван Дорн, один из членов команды разработчиков Auth0 из Амстердама, рассказывает:

Когда началась пандемия, я вдруг оказался в роли тренера по дистанционной работе для своей жены и соседей. Я начал отвечать на их вопросы по поводу организации своей работы из дома, видеоконференциях, настройке домашней сети. Общаясь с коллегами, понял, что у них то же самое.

Для Нидерландов процесс последних месяцев прошел максимально гладко. Изменения правил страна почти не заметила. Компания Ван Дорна даёт всем своим сотрудникам возможность трудится удаленно, и в свободном режиме. В результате, говорит он, за время кризиса в плане работы для него ничего не изменилось, разве что одну из конференций пришлось перенести.

У нас были определенные преимущества, когда мы пошли на карантин. Мы — страна, в которой у 98% домов есть доступ к быстрому интернету. И у нас правильная рабочая культура. Меня оценивают по тому, приношу ли я пользу, а не по факту сидения за столом по девять часов в день. Даже старшее поколение это прекрасно понимает.

Шанс для реорганизации

Нидерланды показывают отличный уровень доверия к своим сотрудникам и хорошее понимание устройства работы в цифровую эпоху. Другим странам стоило бы подумать о том, чтобы заимствовать эту модель, особенно для будущего после COVID-19.

Сейчас многие государства страдают от культуры презентеизма. Ситуации, когда сотрудник просто сидит на рабочем месте, в том числе больше положенного, даже если это не нужно. Продуктивности при этом нет никакой. По данным некоторых исследований, около 60% потерь производства из-за работников связаны не с их отсутствием, а как раз с презентеизмом. Который вызывает плохое самочувствие и в целом менее эффективную работу.

Дорожный знак с напоминанием в Северной Голландии
Дорожный знак с напоминанием в Северной Голландии

В Британии 83% сотрудников сообщили о том, что сталкиваются с презентеизмом. Они приходят на работу, даже когда знают, что не смогут быть продуктивными, потому что организация требует их присутствия, и это поощряется. Скорее всего, в нашей культуре это вводится ещё со школы. Не так страшно не знать предмет, зачастую важнее — не прогуливать уроки и пары. Присутствуешь? Получи галочку, молодец!

Коронавирус — наш шанс реорганизоваться. Наличие человека на своём стуле сейчас начинает цениться чуть меньше. Конечно, есть компании, следующие старым стереотипам. Следящие за своими сотрудниками через видеосервисы, контролирующие каждую минуту их свободного времени. Но, может, всем нам стоит взять пример с Нидерландов, с их развитой цифровой инфраструктурой, инвестициями в удалённое будущее и культурой доверия к человеку.

Барт Гётт, голландский бизнес-футурист, поясняет:

То, что мы наблюдаем в последние месяцы, вселяет в меня надежду. Я не о болезни, конечно, а о наших силах к реорганизации. Мы теперь работаем дистанционно в глобальном масштабе. Такого шанса сделать прыжок вперёд может больше не представиться. Я думаю, мы выйдем из этого кризиса более образованными в цифровом плане. С пониманием, что многие из нас могут быть удалёнщиками, и что в этом нет ничего плохого. На деле факты показывают, что это хорошо и для природы, и для нашего здоровья. Обществу нужно только научиться это принимать.

 

Люди умеют быть автономными, им хочется большей независимости, влияния на свою рабочую среду. Из-за ускоренной программы обучения этому, вызванной COVID, многие страны сейчас как будто брошены в омут. Им приходится учиться плавать, пока они тонут. Но нужно переосмыслять старые процедуры, ценности и традиции. Когда обстоятельства меняются настолько сильно, если мы не хотим остаться позади, мы просто обязаны менять своё мышление вместе с ними. Возможно, это самый важный урок.

В то же время, чтобы работать в мировых проектах, не обязательно жить в Голландии или вообще за рубежом. У нас в Rubrain в основном зарубежные проекты, которым нужны удаленные разработчики Java, Python и так далее.  Мы ведём поиск программистов, вполне возможно — именно вас. Если вы хотите войти в состав команды разработчиков, присоединяйтесь! Удаленно работать с достойной оплатой можно и из России.